Мы просто сидим прямо и наблюдаем за дыханием. Мы не концентрируемся на мыслях, которые заполняют наше сознание. Мы просто сидим. Одни. Сами по себе. На время забыв о других. Мы – это дыхание и концентрация. Это всё, что у нас есть. Мы сидим и наблюдаем за дыханием, больше ничего. Приходят разные мысли. Что же делать, когда мысли приходят? Ничего не делать. К любому случаю применяется один единственный метод – мы следим за дыханием и всё.
Возникает масса поводов отвлечься: переиграть вчерашний разговор, вспомнить фильм, увиденный на прошлой неделе, обдумать чьи-то фразы, запланировать важные дела на завтра. Или внезапно запаниковать – а выключил я утром газ или нет?! Но, независимо от мыслей, которые обязательно будут возникать, мы возвращаемся к дыханию – это девиз медитации Шаматха*. Главная инструкция – вернись сейчас же! Каждый раз, когда мы замечаем, что отвлеклись, то вспоминаем главную инструкцию и возвращаемся к дыханию.
Прекрасная штука – не иметь амбиций и навязчивых идей, сидеть прямо и комфортно, наблюдая за дыханием. Вещи и цели только обременяют нас. Когда есть цель, мы становимся одержимы. К примеру, нам нужно срочно уехать, но припаркованная машина заблокировала выезд. Это становится страшным препятствием! Когда же у нас нет целей в практике, то ни шум, ни зуд, ни чувства не имеют значения. В таком случае вообще ничего не имеет значения. Это важно понимать, поскольку часто медитаторы сильно хотят чего-то добиться. А когда отвлекаются, испытывают адские мучения: теряют веру в практику, расстраиваются, винят себя и осуждают метод. Вот почему в течение хотя бы нескольких минут пока мы медитируем, не должно иметь значения, получим мы просветление или нет, закипит ли вода в чайнике или нет, ответить на телефонный звонок или нет. Не важно, звонит вам друг или нет – важны лишь несколько мгновений, когда вещи не имеют никакого значения.
Отпускание амбиций слегка напоминает буддийское отречение. Помните, Будда отказался от дворца, царевны-жены, сына, отца и отправился на поиски просветления. Можно сказать, что с точки зрения Шаматхи, Будда пытался уменьшить свои амбиции или, по крайней мере, понять свои истинные цели. В результате он разглядел бесполезность всего, чего пытался достичь. В отпускании амбиций Будда был весьма решителен! Таким образом, если мы хотим стать практиками Шаматхи, для нас крайне важно научиться отпускать цели и амбиции. С помощью медитации мы можем развить этот навык. Благодаря практике, мы также научимся замечать соскальзывание ума в область навязчивых идей и фиксированных концепций. Методика действительно дает нам время и возможность обнаруживать все виды цепляний.
Мы всегда чем-то заняты, постоянно что-то обдумываем, блуждая среди миллионов навязчивых концепций. Когда мы медитируем, не делая ничего, все эти концепции обнаруживаются. Может быть, у новичков это потребует больших усилий, и результат проявится не сразу, но зато возникнет какая-то внутренняя уверенность перед лицом трудностей. Вы заметите, что проблемы уменьшились, хотя, по сути, вы не делали ничего. В классических текстах о медитации этот процесс сравнивают со скрутившейся в узел змеей, которая распутывается сама собой.
Из фрагмента лекции Дзонгсара Кхьенце Ринпоче «Введение в Шаматху».
*Шаматха
(пали - samatha; санскр. - шаматха; тиб. — шинэ) — буквальный перевод «умиротворение, душевное спокойствие». Тип медитации в буддизме, ставящий целью достижение ментального покоя: состояния ясности, гибкости и послушности сознания. Это достигается за счет развития однонаправленного, недискурсивного (без отвлечений) сосредоточения на выбранном объекте.